Информация
Объект - это то что существует вне нас и независимо от нашего сознания и являетс предметом познания или практического воздействия..
Суждение - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо тносительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину либо ложь.
Понятие - это целостная совокупность суждений о каком-либо предмете или классе предметов.
Объем понятия - это отображенное в нашем сознании множество предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в исследуемом понятии.
Определение понятия - это логическая операция, в процессе которой раскрывается содержание понятия.
Определить понятие - указать отличительные существенные признаки определяемого предмета.
Определение через ближайший род и видовые оличие - это логический прием определения понятия , который заключается в том, что отыскивается ближайший род и отличительные признаки, имеющиеся только у данного вида предметов.
Генетическое определение понятия - это определение, в котором указываются на происхождение предмета или способ, которым данны предмет создается
Индуктивное определение понятия - это определение, в котором из некоторых исходных объектов путем применения к ним некоторых операций строится определяемый объект.
Определение математического понятия.
Любой объект из окружающего нас мира обладает неким набором свойств. Так, например, конкретная яблоня обладает достаточно большим набором свойств. Вот некоторые из них: имеет корень, ствол, ветви, листья и так далее. Я привел пример хорошо известного большинству из наc объекта. Изучать сразу все свойства объекта трудно. На практике изучают часть свойств реально существующего объекта. Совокупность таких изучаемых свойств называют моделью данного объекта..
В различных науках (физике, математике, химии , биологии и т. д.) изучают свойства реального объекта по его моделям. Эти модели отличаются друг от друга, поскольку различными науками рассматриваются разные его свойства хотя какие-то из них могут совпадать. Математика в этом смысле не исключение, более того, математика вообще оторвалась от реальных объектов, оставаясь крепко связанной с ними.
Так, например, треугольник обладает такими свойствами: имеет три стороны; три внутренних угла; шесть попарно равных внешних углов и это далеко не все свойства. Математику не интересует, какого цвета треугольник, из какого материала он изготовлен, не ставится задача нахождения массы этого объекта и т.д., перечисленные свойства изучаются другими науками. Более того в природе нет отдельно существующего объекта "треугольник". Если мы вырежем из листа бумаги "треугольник", то с "точки зрения" математики это треугольная призма каждая из двух параллельных граней, которой и есть треугольник. Здесь объект треугольник является частью другого объекта, название которого треугольная призма, но эти объекты не могут существовать друг без друга.
Предложения в которых, что-то утверждается в данный момент являются либо истинными либо ложными, к стати одновременно истинными и ложными они быть не могут. Подобные предложения называются суждениями. Утверждения о наличии или отсутствии у данного объекта какого-либо свойства также называются суждениями.
Вот примеры суждений:
- четырехугольник имеет две диагонали;
- за каждым натуральным числом непосредственно следует в натуральном ряду другое натуральное число
- четное число делится на два и т. д.
Суждениями являются также предложения, указывающие на отношения или связи объектов, например:
- 5 больше 3;
- АВ является стороной треугольника АВС;
- Угол А не является смежным с углом В и т. д.
А вот вопросы, восторги, восхваления, восклицания или требования не являются, суждениями.
Среди свойств какого-либо объекта имеются существенные и несущественные для его определения.
Свойство является существенным, если оно присуще этому объекту и без него он не может существовать. Несущественные свойства, как правило, не влияет на существование объекта. Заметим, что при решении конкретных задач несущественные вообще свойства объектов могут иметь и существенное значение для решения данной задачи.
Рассмотрим , например, равнобедренный треугольник, изображенный на рисунке. Его свойства: стороны треугольника АВ и АС равны; медиана АD перпендикулярна основанию АD делит угол A пополам - это существенные свойства этого треугольника. А вот свойства: основание ВС равнобедренного треугольника ABC не горизонтально или вершина равнобедренноготреугольника обозначена буквой A - являются несущественными. Мы можем повернуть этот треугольник так, что его основание будет расположено горизонтально и обозначить вершину какой-нибудь другой буквой. Треугольник от этого не перестанет быть равнобедренным.
Чтобы иметь представление о каком либо объекте, достаточно знать его существенные свойства. В этом случае говорят, что мы имеем понятие об этом объекте. Следовательно, понятие — это целостная совокупность суждений о существенных свойствах соответствующего объекта. Эта совокупность взаимосвязанных свойств объекта (поэтому она называется целостной) называется содержанием понятия об этом объекте. Заметим, что когда говорят о математическом объекте, то обычно имеют в виду все множество объектов, обозначаемых одним термином (названием).
Так, когда говорят о математическом объекте — треугольнике, то имеют в виду все геометрические фигуры, являющиеся треугольниками. Множество всех треугольников составляет объем понятия о треугольнике. Точно так же множество всех натуральных чисел составляет объем понятий о натуральном числе. Следовательно, объем понятия — это множество всех объектов, обозначаемых одним и тем же термином. Итак, всякое понятие имеет определенный объем и содержание. Они взаимосвязаны: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот: чем меньше объем, тем больше содержание понятия.
Так, например, объем понятия «равнобедренный треугольник» меньше объема понятия «треугольник», ибо в объем первого понятия входят не все треугольники, а лишь равнобедренные. А вот содержание первого понятия, очевидно, больше содержания второго, ибо равнобедренный треугольник обладает не только всеми свойствами треугольника, но и особыми свойствами, присущими только равнобедренным треугольникам.
В содержание понятия о каком-либо математическом объекте входят много различных существенных свойств этого объекта. Однако, для того чтобы распознать объект, установить, принадлежит ли он к данному понятию или нет, достаточно проверить наличие у него лишь некоторых существенных свойств. Указание этих существенных свойств объекта понятия, которые достаточны для распознавания этого объекта, называется определением понятия.
Всякое определение математического понятия строится обычно так: сначала указывается название объекта этого понятия, затем перечисляются такие его существенные свойства, которые позволяют установить, является ли тот или иной предмет объектом данного понятия или нет.
Например, определение параллелограмма: «Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны». Как видим, это определение построено так: Сначала указано название объекта определяемого понятия — параллелограмм, затем указаны такие его свойства: 1) параллелограмм — это четырехугольник; 2) противоположные стороны параллельны. Первое свойство — это указание того более общего понятия, к которому принадлежит определяемое понятие. Это более общее понятие называется родовым по отношению к определяемому понятию. В данном случае родовым понятием для параллелограмма является четырехугольник. Второе свойство — это указание видового свойства, которое отличает параллелограмм от других видов четырехугольника. Вот еще пример определения: «Четными числами называются такие натуральные числа, которые кратны числу 2». Это определение, так же как и предыдущее, построено по такой схеме:
В данном случае мы имеем: название определяемого понятия — четные числа, родовое понятие — натуральные числа, видовые отличия — кратны числу 2.
Определение понятий по этой схеме называется определением через род и видовые отличия.
Иногда в математике встречаются и другие способы определения понятий. Рассмотрим, например, определение треугольника: «Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков». В этом определении указано родовое понятие для треугольника — фигура, а в качестве видового отличия указан способ построения такой фигуры, которая является треугольником: нужно взять три точки, не лежащие на одной прямой, и соединить каждую их пару отрезком. Такое определение называется генетическим (от слова генезис — происхождение).
Вот еще пример генетического определения: «Симметрией относительно точки называется такое преобразование фигуры F в фигуру F', при котором каждая точка X фигуры F переходит в точку X' фигуры F', построенной следующим образом: на продолжении отрезка ОХ за точку О откладывается отрезок ОХ', равный ОХ». Здесь в качестве видовых отличий преобразования симметрии относительно точки от других видов преобразований указан способ построения точек фигуры F', симметричной фигуре F относительно точки О.
Встречаются в математике и такие определения, в которых указывается, как можно получить объекты определяемого понятия один за другим по порядку. Например, определение арифметической прогрессии дается таким образом: «Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией». Здесь определяемое понятие — арифметическая прогрессия, родовое понятие — числовая последовательность, в качестве видового отличия указан способ получения всех членов прогрессии, начиная со второго, состоящий в том, что для получения какого-либо члена надо к предшествующему члену прибавить одно и то же число. Это определение можно записать в виде следующей формулы:
an = an-1 + d, где n ≥2.
Такое определение называется индуктивным (от слова индукция — наведение на умозаключение от частного к общему) или рекуррентным (от слова рекурсия — возвращение).
Однако не все математические понятия могут быть логически определены указанными выше способами. Действительно, каждое определение математического понятия сводит определяемое понятие к более широкому (более общему, т. е. имеющему больший объем) родовому понятию, определение родового понятия сводит его к еще более широкому понятию и т. д. Очевидно, что этот процесс сведения одних понятий к более широким, более общим понятиям должен иметь конец, он не может быть бесконечным. Иными словами, в конечном итоге определения понятий мы должны прийти к таким понятиям, которые уже не сводимы к другим, т. е. они логически не определяемы. Такие понятия в математике называются первичными или основными.
Например, определяя параллелограмм, мы сводим его к понятию четырехугольника, определяя четырехугольник, мы сводим его к понятию многоугольника, затем к понятию геометрической фигуры, которая сводится при определении к понятию точки. Понятие точки уже является не определяемым, т. е. первичным. Первичными понятиями в математике, кроме точки, являются понятия прямой, плоскости, принадлежать, числа, множества, (совокупность) и некоторые другие.
Овладевая каким либо понятием, необязательно математическим, нужно понимать, что этот процесс сложен и длителен, состоит из нескольких этапов. На начальном этапе нужно произвести анализ свойств изучаемого объекта или его модели, выделить существенные войства и объеденить их в одно множество. Далее происходит длительный процесс запоминания этого множества и привязки его именно к этому объекту. На последнем этапе следует ннаучиться умению строить определение понятий каким-либо способом.